Школа… Родная школа… Эти слова никого не могут оставить равнодушным. Для одних - это место получения знаний, для других – их детство и годы взросления, для третьих – второй дом, их жизнь и судьба. Впервые в школу человек приходит, будучи ребенком. Здесь для него открывается мир знаний, он формируется как личность.
Школа играет большую роль в жизни человека. Многое стирается в человеческой памяти, многое забывается, но школу, где человек начинает познавать мир, забыть невозможно. Школа является связующим звеном между прошлым и настоящим, между детством и прозой жизни. Здесь все перемешалось: детство и зрелость, юность и романтика, наука и искусство, мечты и реальная жизнь.
Мы должны сохранить память об учителях и их учениках, важных и интересных событиях школьной жизни, победах и достижениях школы. У каждого человека есть своя, родная школа. И у каждой школы - своя неповторимая история, свое особое лицо.
Первое учебное заведение – начальная школа, на территории фермы №1 (ныне село Розы Люксембург) племзавода имени Розы Люксембург было открыто в 1924 году, в хуторе Саханка. Директором школы был Горбенко Алексей Зосимович, и в народе ее так и называли «школа Зосимовича». Обучалось в ней более 100 ребятишек из окрестных деревень. Работало в школе 5 учителей:
Горбань Мария Алексеевна
Горбенко Евдокия Савична
Иост Тамара Алексеевна
Ищенко Валентина Васильевна
Горяйнова Мария Михайловна
Поколение учеников 50 – 60 гг рождения вспоминает, что учиться в школе было уютно и хорошо, но зимой, когда были морозы и наметало большие сугробы, доступ к школе был ограничен.
Здание школы не сохранилось, но живет в народе шуточная песенка:
Тот, кто родился в Саханке,
Тот полюбил навсегда
Грузскую речку Еланчик,
Зосима школу Труда.
С 5 по 8 класс ученики продолжали учебу в селе Седово-Васильевка.
Для получения среднего образования дети переходили в Хомутовскую среднюю школу. Все эти перемещения и перемены были неудобны и для детей, и для родителей. К тому же население увеличивалось, и старая «Зосимовская школа» уже не вмещала всех школьников, поэтому необходимость в открытии новой школы была очень острой.
Директор племзавода имени Розы Люксембург Григорий Захарович Плющ, приняв во внимание просьбы рабочих (ферма №1 стала называться селом Розы Люксембург) принимает решение о строительстве школы.
Подрядной организацией стал ПМК, главным инженером которой был Волошин Виктор Васильевич. Вспомогательной организацией была строительная бригада госплемзавода им. Розы Люксембург. Главным инженером строителей – Крайнюк Сергей Федорович, от фермы №1 прорабом – Голуб Василий Дмитриевич.
Строительство велось ускоренными темпами и 24 октября 1972 года директор племзавода Плющ Григорий Захарович, управляющий фермы №1 Голубченко Николай Николаевич, первый директор школы Канивец Леонид Афанасьевич перерезали красную ленточку, и Розовская восьмилетняя школа, расположенная в центре села, гостеприимно распахнула свои двери перед детворой.
Все ее классы были укомплектованы наглядным материалом и техническими средствами обучения. Каждый кабинет имел диапроекторы, проигрыватели, киноаппараты, телевизоры, новейшее оборудование было в кабинете трудового обучения и спортивном зале.
Из воспоминаний первого директора школы Канивец Леонида Афанасьевича: «Я хорошо помню строительство и начало работы Розовской восьмилетней школы. Мне выпала большая честь принять символический ключ Знаний и ключи от школы»
В педагогическом коллективе и в школе в целом атмосфера трудового взаимопонимания царила постоянно.
Через год появилась новая струя, которую внесла молодая, энергичная учитель математики Антонова Вера Александровна.
Далеко не все ученики любили математику, Вера Александровна сумела зажечь факел будущих математиков школы – неоднократных победителей районных предметных олимпиад.
Имея хороший голос, способность увлечь, Вера Александровна и многие ее коллеги создали ансамбль песни. Их выступления проходили и в школе, и в сельском клубе, и в районе.
А первой песней была « Деревня моя»…
В 1976 году школа была реорганизована в Новоазовскую общеобразовательную школу. На территории школьного двора, за счет государственного фонда, были построены и сданы в эксплуатацию два спальных корпуса интерната для детей чабанов и детей, нуждающихся в социальной защите. Оснащение и оборудование интерната было хорошим и добротным, и для учебы, и для развития, дети практически ни в чем не нуждались. Было организовано 4-х разовое качественное питание детей.
Из воспоминаний учителя математики Ильенко Ольги Владимировны: «Я хорошо помню первые годы своей работы. Меня принимала на работу Селезень Раиса Ильинична. Это было июль 1976 года, переход Розовской ВШ в статус школы – интерната»
Все учащиеся, в том числе и дети интерната, принимали активное участие в разных конкурсах, праздниках, соревнованиях. В спортивных соревнованиях неоднократно занимали первые места. А какие праздники проводили, особенно запомнились праздники «День урожая», 60-ти летие СССР». Каждый класс представлял отдельную республику. Было приветствие на национальном языке, национальные костюмы, национальное блюдо, песня, танец. Сколько было радости у детей! А какие пионерские костры проводили! Также проводили встречи с ветеранами ВОВ, с передовиками производства.
Старшим воспитателем в интернате была Боенко Валентина Алексеевна, для учеников она была мамой, другом.
А в целом система работы была такой, что воспитатели при 8 – часовом рабочем дне находились в интернате вместе с детьми круглые сутки, а некоторые уезжали вместе с ними и приезжали вместе с ними.
Особый микроклимат в коллективе создавал замечательный человек Боенко Владимир Христофорович, он был воспитателем и учителем музыки. А какой замечательный хор был в школе. Я и сейчас слышу, как дети поют песню «Бородино».
С января 1979 года вместо Селезень Р. И. директором школы стал Шведко Евгений Евгеньевич, а его заместителем был Еременко Николай Николаевич.
Жизнь в школе была интересной, каждый день приносил что-то новое и неповторимое. Была пионерская, комсомольская и партийная организации.
С 1991 года школа реорганизована в Розовскую школу-интернат, а с 1995 - Розовскую общеобразовательную школу I-III ступеней с пришкольных интернатом.
С 1992 года школа становится русскоязычным учебным заведением.
В январе 2011 года пришкольный интернат был закрыт.
Сегодня мы учимся в том же здании, которое было построено в 1972 году, где созданы все условия для обучения и воспитания: 11 учебных кабинетов, компьютерный класс, спортивный зал, актовый зал, столовая, библиотека, мастерская, спортивная и игровая площадки. На протяжении многих лет школа сохраняет школьные традиции. Как можно представить школу без праздника первого звонка, Новогодних елок, Зарницы, игры «А.ну-ка, парни!», конкурса «А, ну-ка, девушки!», праздника Последнего звонка, Выпускного бала и многих других дел, на которых выросло и воспитано не одно поколение учащихся. С момента своего создания школа стала центром образования и связующей нитью между населенными пунктами района, ведь в ней учатся дети не только села Розы Люксембург, но и дети приближенных сел. Учителя и ученики школы активные участники общественной жизни района.
Сведения о руководителях учреждения, работающих со дня основания Розовской школы.
Первый директор / 1972 - 1974 / - Канивец Леонид Афанасьевич
1974 - 1978 - Селезень Раиса Ильинична
1979 - 1985 - Шведко Евгений Евгеньевич
1986 - 1993 - Еременко Николай Николаевич
1993 - 1995 - Лыгин Игорь Николаевич
1995 - 2000 - Сопко Раиса Александровна
2000 - 2002 - Удовиченко Андрей Михайлович
2002 - 2004 - Еременко Олег Николаевич
2004 - 2006 - Деркач Оксана Анатольевна
2006 - 2009 - Луценко Ольга Николаевна
2009 - 2010 - Федорук Николай Иванович
С 2010 года школой руководит Прокофьева Татьяна Владимировна.
Наша школа немногочисленная: на сегодняшний день, в ней обучается 88 учащихся. В школе работают 23 учителей и 10 технических работников. Законченное высшее образование имеют 19 учителей, незаконченное высшее образование – 4.